Интервью Руководителя Управления Росреестра по Ростовской области
Руководитель Управления Росреестра по Ростовской области П.Галунов: "За последние 10 лет в общей сложности было внесено почти 8,5 млн регистрационных записей"
31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Реализация закона положила начало новому этапу в развитии правового регулирования регистрации прав на недвижимость: были установлены основные правила, определяющие порядок регистрации и основания для принятия решений регистрирующим органом. Ростовская область 20 лет назад стала регионом, который один из первых в стране приступил к разработке регионального законодательства и запуску работы регистрационной службы в новых условиях. Об истории становления структуры Росреестра в Ростовской области, задачах, которые решаются в настоящее время, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал руководитель Управления Россреестра по Ростовской области Петр Галунов.
- Петр Борисович, Вы стояли у истоков создания системы регистрации в Ростовской области. Можете ли вы рассказать о том, с чего все начиналось?
- Сегодня областное управление Росреестра – это система, в которой работает более 1 тыс. человек. Однако начиналось все с энтузиастов.
За несколько лет до вступления в силу закона я работал в Таганроге в комитете по управлению имуществом. Несколько разработчиков этого закона родом как раз из нашего города, и они поделились черновиками, проектами с действующим на тот момент главой администрации города Сергеем Ивановичем Шило. Он ухватился за этот проект, поручил нам разобраться в нем и подготовиться к запуску системы в городе, когда федеральное законодательство вступит в силу.
В 1998 году закон должен был начать работать. В том же году начальник Управления юстиции по Ростовской области Колесов Юрий Николаевич предложил нам заняться созданием соответствующего учреждения в Ростовской области. По сути, эта работа началась на общественных началах.
Мы начинали небольшой группой единомышленников, нам дали кабинет в здании на Большой Садовой в Ростове-на-Дону, в котором сейчас находится Полпредство. В БТИ выделили автомобиль, компьютер и телефон. Мы сразу приступили к написанию проекта постановления главы администрации Ростовской области – о терминологии, структуре и так далее. И закон, и основная методология, которые были предложены на федеральном уровне, взяли за основу из практики Московской области.
Год спустя во всех 55 муниципальных образованиях появились филиалы Учреждения юстиции. Тогда же в Ростове-на-Дону был создан отдел регистрации прав на нежилые помещения, а в январе 2000-го - отдел регистрации прав на жилые помещения.
В 2003 году вместе с таганрогской фирмой "Комплексные программные решения" была создана и внедрена автоматизированная информационная система ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество - АИС "Юстиция". Она сейчас эксплуатируется в 25 субъектах Российской Федерации.
В 2005 году по инициативе правительства РФ прошел процесс федерализации органов государственной регистрации прав и создана Федеральная регистрационная служба – Росрегистрация, образовано Управление Росрегистрации по Ростовской области. После этого обязанности по ведению кадастра, регистрации прав, составлению карт, землеустройству, которые делили между собой Роснедвижимость, Роскартография и Росрегистрация, перешли Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии – к Росреестру.
- Многим кажется, что Росреестр и то, чем он занимается, - это нечто сложное и мало кого касается.
- Это не так. Мы работаем почти с каждым и для каждого. Потому что каждый из нас где-то живет, почти каждый является собственником, каждый ходит по земле, которая есть на карте. Мы ведем Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и саморегулируемых организаций (ГРСО); кадастры недвижимости и географических названий; сводный реестр арбитражных управляющих; фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Кроме того, мы осуществляем земельный и геодезический надзор; ведем мониторинг земель (кроме сельхозназначения) и контроль за проведением землеустройства; проводим экспертизу землеустроительной документации.
За последние 10 лет в общей сложности в ЕГРН было внесено почти 8,5 млн регистрационных записей, из них 3,8 млн - в отношении земельных участков; 2,5 млн - зданий, сооружений, 2,2 млн - в отношении помещений.
Архивный фонд нашего управления, по данным на 1 марта 2018 года, составляет 990 тыс. 662 единиц хранения, ежегодно обрабатывается более 100 тыс. входящих и исходящих документов, из них 96% приходится на регистрацию входящей корреспонденции и обращений граждан и организаций.
В 2017 году мы зарегистрировали объект федерального значения международный аэропорт "Платов", а в этом стадион "Ростов-Арена", построенный в рамках проведения ЧМ-2018.
- Росреестр, как и другие государственные структуры, оказывает услуги в электронном виде, потому что это удобнее, быстрее, дешевле и в то же время это сокращает ошибки, связанные с человеческим фактором.
- Да, сегодня наш девиз – "сделаем государственные услуги качественнее и удобнее". По итогам прошлого года доля государственных услуг ростовского Росреестра в электронной форме составила 5,79% по регистрации прав (1,2% в 2016-м) и 2,45% - по кадастровому учету.
Общее количество пакетов, поступивших на регистрацию в электронном виде на портал Росреестра, в первом квартале 2018 года составило 12 тыс. 364, за исключением заявлений на возврат документов, приобщение дополнительных документов, на приостановление и возобновление регистрации. Для сравнения: за первый квартал 2017 года этот показатель равнялся 2 тыс. 959, то есть рост в этом году больше чем в 4 раза.
Мы полагаем, что оказание услуг в электронном виде, в том числе малому и среднему бизнесу, способствует повышению нашей эффективности, органов местного самоуправления, снижает возможность возникновения коррупционных рисков и существенно улучшает условия ведения бизнеса. К примеру, мы зарегистрировали первую очередь стадиона "Ростов-Арена" за два дня, аэропорта "Платов" - за три.
- Петр Борисович, на одном из мероприятий Вы рассказывали о том, что сейчас Росреестр занимается границами между муниципальными образованиями Ростовской области
- Да, это очень сложная тема. Наличие в ЕГРН актуальных данных о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон способствует совершенствованию процесса управления земельными ресурсами, а также увеличивает инвестиционную привлекательность региона.
По состоянию на 19 апреля, в ЕГРН отсутствуют сведения о границах Ростовской области с соседними регионами и о границах муниципальных образований. В ЕГРН внесены сведения о границах 60 населенных пунктов области из 2 тыс. 294, что составляет менее 3% от общего количества.
Хочу отметить, что с 1 января 2021 года вступает в действие норма Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой не будут выдаваться разрешения на строительство при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки под будущими объектами. Исключение - строительство, реконструкция объектов федерального, регионального, местного значения на землях, которые не попадают под действие градостроительных регламентов.
Мероприятия по установлению границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований и населенных пунктов, описанию их местоположения и внесению сведений в ЕГРН предусмотрены целевой моделью "Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества". Она призвана создать благоприятные условия для ведения бизнеса, развития конкуренции и улучшения инвестиционного климата в регионах.
Согласно целевой модели, к 31 декабря 2019 года доля участков границ между субъектами РФ, сведения о которых внесены в ЕГРН, в общем количестве участков должна составить 75%, муниципальных образований субъекта – 85%, населенных пунктов - 65% соответственно.
- Как Управление Росреестра по Ростовской области взаимодействует с кадастровыми инженерами?
- Сейчас мы решаем задачу по совершенствованию взаимодействия с саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров (СРО). Это нужно для того, чтобы повысить качество кадастровых работ, ускорить, упростить процедуру кадастрового учета. В конечном итоге результатом будет повышение качества оказываемых Росреестром услуг, в основе которых, в том числе, находятся и документы, которые готовят кадастровые инженеры.
Мы провели анализ деятельности кадастровых инженеров в 1 квартале 2018 года с учетом количества межевых и технических планов, поступивших для кадастрового учета и по которым были приняты решения о приостановках. Составили рейтинг, в который вошли 649 кадастровых инженеров. С ним можно ознакомиться на нашем сайте в региональном блоке.
Кроме того, создана рабочая группа по рассмотрению типовых ошибок, допущенных кадастровыми инженерами при подготовке межевых и технических планов, актов обследования Управления и Кадастровой палаты. Важно выработать единые подходы по формированию правоприменительной практики.
Эксперты нашего управления инициируют и участвуют в обучающих мероприятиях для кадастровых инженеров, ведут разъяснительную работу. Она касается, в том числе, технологий и преимуществ использования электронных сервисов, которые позволяют не только проводить предварительные проверки документов, тем самым избегая приостановления кадастрового учета, но и дают возможность отказаться от использования ненадежных переносных электронных носителей при представлении документов для регистрации прав.
- Как будет развиваться регистрация права и структура Росреестра. Что станет возможно через 10-20 лет?
- Развитие оказания услуг Росреестром будет становиться все более технологичным, удобным, оперативным. Полагаю, что совсем скоро объем услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, значительно вырастет. Появятся 3D публичные кадастровые карты, и каждый заинтересованный сможет, находясь в Ростове-на-Дону зарегистрировать в Росреестре не только "дальневосточный гектар".
Оригинал интервью опубликован по ссылке: http://www.interfax-russia.ru/South/exclusives.asp?id=951885&p=2